О чем речь?
Bauman Racing Team строит свой первый полностью электрический гоночный автомобиль, который питается от аккумулятора, изготовленного на основе литий-ионных батарей.Выбор литий-ионных элементов.
Опыт европейских команд показывает, что использование литий-ионных элементов с химией Li(NiCoMn)O² является очень удачным решением и позволяет достичь наибольшей энергоёмкости вкупе с химической стабильностью, безопасностью применения и низким внутренним сопротивлением.Расчёт энергоёмкости аккумуляторной батареи
В рамках динамического этапа соревнований машина должна преодолеть испытание на выносливость – проехать трек длиной 22 км. Это условие является отправной точкой для расчёта ёмкости аккумуляторной батареи, ведь преодолевать большие расстояния болиду не требуется.Конструктивное исполнение аккумуляторного контейнера
Полученные в результате расчётов данные позволяют принять решения о компоновке и конструкции аккумуляторной батареи.Тепловой расчёт
В процессе проектирования область течения воздуха анализировалась методом конечных объёмов в среде Simcenter. В качестве начальных данных для расчётов использовались тесты, выполненные производителем при многократном заряде/разряде блока высокими токами.Система управления батареями или BMS
Основная сложность при создании высоковольтных батарей с точки зрения электроники – это система балансировки ячеек, контроля температуры и тока аккумулятора, а также расчет SOC (State of charge) и SOH (State of health), которые позволяют в любой момент времени узнать заряд аккумулятора и его остаточную емкость. Такие системы носят название BMS (Battery Management System).Электроника аккумуляторного контейнера
Регламент соревнований требует возможность разрыва как положительной, так и отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, а также наличие как минимум одного высоковольтного предохранителя. Помимо этого, необходимо разделять высоковольтную часть аккумуляторного контейнера и низковольтную электронику для минимизации шанса попадания высокого напряжения в низковольтную систему или же на раму болида. Эти ограничения привели к разделению всего аккумулятора на три части. Ранее было сказано, что аккумуляторы отделены от электроники стенками и изолирующим материалом, но электрическая часть также разделяется на два отсека. В одном находятся высоковольтные контакторы, предохранитель, резистор для предзаряда и другие элементы, на которых есть или может быть высокое напряжение, а в другом – BMS Master и различные устройства контроля работы контакторов, определения короткого замыкания между силовой и низковольтной системой и т.д.Прочностные расчеты
В автомобиле аккумулятор расположен в задней части непосредственно за водителем и защитной стенкой.Изготовление и результаты
На основании выполненных расчётов были приняты соответствующие конструкторские решения, а итоговый дизайн утверждён и отправлен на производство.